Пониженное и повышенное напряжение питающей сети
По линиям электропередач передается напряжение определенной величины. Потребители, расположенные ближе к понижающему трансформатору, обычно получают повышенное напряжение, превышающее номинальное значение на 3 – 5%.
При нагрузке на электрическую сеть, когда энергопотребление потребителями достигает своей пиковой величины, за счет увеличения активного сопротивления будет понижаться напряжение в сети.
Параметры электрических сетей обычно рассчитываются с таким условием, чтобы падение напряжения при пиковой нагрузке на величину, превышающую 10%, происходило реже 1 раза в год. Многим потребителям, однако, часто поступает пониженное напряжение электропитания.
Если к двигателю поступает напряжение питания, отличное от указанного на его табличке, то это отрицательно сказывается на работе двигателя. В случае понижения напряжения электропитания понизится момент вращения двигателя, и, как следствие, снизится число оборотов двигателя, работающего под нагрузкой.
В результате снизится КПД и индукционное сопротивление двигателя, что вызовет увеличение потребляемой мощности и перегрев двигателя.Если нагрузкой двигателя является центробежный насос, а сам двигатель работает при пониженном на 10% напряжении, то энергопотребление возрастает примерно на 5%, а температура двигателя увеличивается приблизительно на 20%. Если превышение температуры будет выше максимально допустимой температуры изоляции обмоток, может произойти их короткое замыкание, и статор выйдет из строя.
Это может произойти только в том случае, если двигатель эксплуатируется при повышенной температуре окружающей среды и не обеспечивается его нормальная вентиляция, а также в случае асимметрии напряжений, токов или переходных напряжений.
Как правило, увеличение температуры изоляции обмоток, вызванное пониженным напряжением питающей сети, приводит к более быстрому выходу из строя двигателя.
Если к потребителю поступает повышенное напряжение питающей сети, то это так же приведет к увеличению энергопотребления и тепла в обмотках двигателя. К канализационным насосам, работающим в непрерывном режиме и под повышенным питающим напряжением, предъявляется особое требование: смазка в подшипниках должна быть рассчитана на работу при температуре, превышающую на 10°С класс нагревостойкости изоляции. Например, для класса нагревостойкости изоляции F (155°С), смазка должна быть рассчитана на стабильную работу до 165°С.