История систем отопления
В Германии были найдены такие реликты, каксистемы отопления "гипокауст" древних римлян. Они представляли собой раннюю форму систем подогрева пола. Дым и горячий воздух от открытого огня поступали по каналам через специальные камеры под пол, таким образом, осуществляя его подогрев. Затем газы выводились наружу по каналам в стенах.
В последующие века в замках и крепостях дымоходы над открытыми очагами проводились не строго вертикально вверх. Горячие топочные газы проходили по виткам дымоходов вдоль всех жилых помещений — это была одна из первых форм центрального отопления. Еще одним изобретением было разделение системы за счет устройства в погребах тепловых камер из камня. Огонь нагревал воздух, который затем направлялся прямо в жилые помещения.
Паровая система отопления
Паровая система отопления была побочным продуктом парового двигателя, широко использовавшегося во второй половине восемнадцатого века. Остаточный пар, не превратившийся в конденсат в паровом двигателе, направлялся в помещения и жилые комнаты через теплообменники.
Тогда же появилась идея использовать остаточную энергию паровой системы отопления для приведения в действие турбины.
Конвективная система отопления
Следующим этапом эволюции стали конвективные системы отопления. Опыт показывал, что для обеспечения комнатной температуры 20 °C достаточно нагреть воду всего до 90 °C, что ниже ее точки кипения. Горячая вода поднималась вверх по трубам большого диаметра. После отдачи части тепла (охлаждения), вода возвращалась обратно в котел под действием силы тяжести.Движение воды вверх, а затем вниз осуществляется за счет разности плотностей теплой и остывшей воды.
В начале двадцатого века для того, чтобы ускорить прогрев таких систем отопления, создали так называемые "ускорители циркуляции" с установкой их в трубопроводы систем отопления. Электродвигатели тех времен не могли использоваться в качестве приводов, поскольку они имели роторы с открытыми токосъемниками. Это могло привести к возникновению крупных аварий в системах, работавших на воде.
Первый циркуляционный насос
Так было, пока швабский инженер Готтлоб Баукнехт не изобрел закрытый или "закапсулированный" электродвигатель, после чего стало возможным использовать его в ускорителе циркуляции. Его друг, вестфальский инженер Вильгельм Оплендер, разработал конструкцию такого ускорителя и получил на нее патент в 1929 г. Колесо насоса в форме пропеллера было установлено в изгибе трубы. Оно приводилось в движение уплотняемым валом, который, в свою очередь, вращался двигателем.
Однако, тогда еще никто не использовал термин насос для такого ускорителя. Только позже этот термин начали применять в таком контексте. Связано это с тем, что, как мы уже убедились, насосы ассоциировались с подъемом воды. Такие ускорители циркуляции выпускались примерно до 1955 г., и их использование позволило снизить температуру нагрева воды для отопления.
Сегодня применяются самые разные системы отопления, наиболее современные из которых работают даже при еще более низких температурах воды. Без сердца системы отопления — циркуляционного насоса — применение отопительных систем такого типа невозможно.
" />